вторник, 6 июня 2017 г.

Споры в арбитражном суде. Как быть с налогами?

Взаимоотношения с налоговыми инстанциями выстраиваются в каждой организации. Налоговые споры – одни из самых распространённых последствий разногласий между структурами. Рассмотрение таких дел в арбитражном суде имеет свои особенности. Что важно знать ?
 

Об основных определениях


Налоговые споры в арбитражном суде – это конфликты юридического характера, в основе которых лежит конфликт между сторонами взаимоотношений. Частый предмет таких разбирательств – вопрос о правильности применения того или иного положения в законе. И о том, соответствует ли требованиям поведение представителей уполномоченных органов.
 

Налоговые споры. Что к ним относят?


Не только плательщики, но и противоположная сторона должна понимать, какой именно спор возникает в определённой ситуации.
Так легче определить свою тактику, найти выход. Налоговые споры в арбитражном суде классифицируются по нескольким критериям.

Выделяют часто такие типы:
• Фактического типа. Касаются деятельности плательщиков, облагаемой налогами. Рассматривают такие дела арбитражные суды.
• Процедурного типа. При совершении ошибок в налоговом контроле, процедурной части.
• Правового характера. При неправильной трактовке законодательных актов. Часто проблему решают в досудебном порядке.
Надо учитывать и лиц, которые стали инициаторами разбирательства.
  1. Представители таможенного органа.
  2. Налоговые структуры. По вопросам применения санкций и взыскания налогов с плательщика.
  3. Налогоплательщик. Когда он не согласен с действиями контролирующих органов.
Решение спора в арбитражном суде тоже выносится по-разному.
В судебном или досудебном порядке.
В группу налоговых споров в арбитражном суде входят и другие ситуации:
Когда проверяют конституционность налоговых норм.
Если в налоговой отрасли применяют пресекательную, либо предупредительную меру.
При применении санкций после совершённых правонарушений.
Если взыскивается пеня или недоимка по одному из налоговых платежей.

Иногда в таких разбирательствах совмещаются сразу несколько признаков разных групп. Какие инстанции могут рассматривать дела?
  • Арбитражный суд, соблюдающий АПК.
  • Суд субъекта РФ.
  • Суд общей юрисдикции, по административным разбирательствам.
  • Конституционный суд.

Какие функции выполняют специальные комиссии?


Если человек не платит налог, он мог слышать о вызове на комиссию. Причины могут быть разными, в том числе – убыточность бизнеса. Какие процедуры проводятся этой комиссией, зачем она нужна?
Риск вызова таких комиссий можно определить заранее. Достаточно оценить, насколько безопасно ведётся налоговая деятельность. Опираться надо на сведения, имеющиеся у налоговых структур.

Кого-то вызвали на такую комиссию? Значит, деятельность компании по определённым причинам привлекла внимание службы. Возможно, будут доначислены суммы для уплаты налогов, назначены дополнительные проверки.

Такие комиссии работают, чтобы увеличить налоговые поступления в казну. Плательщиков могут вызвать в следующих ситуациях:
  • Если результат деятельности не соответствует документам.
  • Когда подделываются бухгалтерская, налоговая отчётность.
  • При несвоевременной уплате НДФЛ.
  • Когда операции в хозяйственном учёте отображаются не полностью.

Но даже после таких комиссий налогоплательщики имеют право исправить ситуацию. Это значит, что конфликты решаются и в досудебном порядке. Налогоплательщики получают возможность оценить риски на ближайшее время.

Игнорирование вызовов на комиссии недопустимо. Это неприятная процедура, но она позволит собрать нужные данные, узнать о том, как к ситуации относится ФНС.
 

Членами комиссии могут стать представители:


  • Прокуратуры.
  • Органа местного самоуправления.
  • ПФ РФ.
  • Налогового органа.

Заявления физических и юридических лиц, периодические издания и интернет- источником для информации в этом случае могут выступать любые объекты и явления. По их результатам:
 
  • Сравнивают отчётность за несколько периодов.
  • Составляют схему осуществления деятельности.
  • Составляют схему, согласно которой передвигаются денежные средства.

Арбитражный процесс и его особенности

Сначала стороны готовятся к процессу. Этот этап состоит из нескольких подэтапов.
  • Исследуется вся претензия, её сущность и обоснованность.
  • Анализируется реализация нормативных актов, изучают нормативную базу.
  • На основании практики проверяют, каков наиболее вероятный исход дела.
  • Переходят к ведению дела, формированию своей позиции.

3 месяца – максимальный срок давности для обращения в суд. Судебная инстанция имеет право восстанавливать сроки, если они пропущены по уважительной причине.

Заявление подаётся в налоговую службу, по месту расположения органов, действия которых и вызвали недовольства.
Определение о принятии дела к производству выносится судом при соблюдении всех правил и требований.
Предмет искового заявления или основания допускается менять, если нет других оговорок в правилах или указаниях. Разрешается отказываться от своих требований, уменьшать или увеличивать их величину.
Арбитражный суд прекращает судебное производство, если компания или индивидуальный предприниматель от своих требований отказываются. И ни у кого нет права обращаться с тем же требованием во второй раз.

Ответчикам разрешается признавать требования частично, либо полностью. Встречное исковое заявление могут подавать и сами налоговые службы.

На заседаниях арбитражного суда дело рассматривает лично судья. Рассмотреть дело надо не позднее, чем через месяц после того, как было вынесено решение.

Предметом взыскания могут быть имущественные объекты, принадлежащие тем или иным лицам.
Налоговые органы могут предъявлять иски со следующими претензиями:
Взыскание штрафа после административного правонарушения.
Взыскание объектов, приобретённых с нарушениями закона.
Взыскание прибыли и признания незаконной той или иной сделки.
Признание недействительной регистрации для фирмы.
Закрытие предприятия.
 

Какие требования предъявляются к адвокатам, ведущим дела?


Налоговые споры в арбитражном суде требуют понимания всех особенностей подобных разбирательств. Надо понимать, какие требования предъявляются к исковым заявлениям со стороны самих судов и бухгалтерских служб. Понимать надо и правила, по которым документы передаются от одних лиц к другим.

Только адвокаты-универсалы способны с успехом вести такие дела. В юридических фирмах работают отделы, работающие в данном направлении, но они с этим явлением сталкиваются максимум раз-два в год. Рекомендуется нанимать независимых специалистов, которые имеют постоянную практику. Такой подход всегда приведёт к положительному результату.

Для адвокатов важно понимание ситуации, правомерности действий представителей налоговых служб в отношении юридических или физических лиц. Только после этого приступают к выработке правовой позиции. Главное требование – брать за основу только официальные процессуальные документы.

Оспаривание нормативных правовых актов

Заинтересованными лицами в заявлении выступают обычно представители органов, на чьих плечах лежало принятие оспариваемого акта. Отдельная часть – место, где ставят дату принятия, как и источник публикации, номер бумаги. Заявителю необходимо чётко указать, в какой части тот или иной акт ущемляет его права.

Заявление не обходится без приложений в виде:
Самого оспариваемого нормативного акта.
Подтверждений факта избрания руководителя
Доказательств того, что представитель компании имеет право ставить свою подпись на бумагах
Регистрационного свидетельства индивидуального предпринимателя или юридического лица.
Нормативного акта с большей юридической силой, чем у оспариваемого документа.
Ходатайства о рассрочке или отсрочке, уплате государственных пошлин.
Уведомлений об ознакомлении с документами каждой из сторон.
Суд направляет своё решение в официальные издания, принадлежащие органам власти. Принятое решение подлежит незамедлительной публикации.
Некоторые особенности оспаривания действий и решений налоговых органов

Споры требуют указания тех же сведений, что и в ситуациях, описанных ранее. И приложения требуются те же самые. Но требования заявителя будут другими. Судья единолично рассматривает каждое заявление. При этом, законом установлены достаточно жёсткие правила и сроки для рассмотрения таких документов.

Расхождения со ссылками на законодательные акты, со своей стороны, пишут сами заявители. Для полномочий органов, совершивших действия – предмет оспаривания, требуют отдельной проверки. Налогоплательщики сами могут определить круг вопросов, требующих проверки со стороны суда.

После этого судьи связаны только требованиями и положениями, указанными в документах ранее. Главная цель – установить, соответствует ли закону действие, либо решение налоговых органов. После того, как решение вступит в силу, оно должно быть немедленно исполнено. Но ответчикам разрешается обжаловать документ.